понедельник, 27 декабря 2010 г.

Ready. Steady. Go-PLM!

«Мы все учились понемногу…»
Но любим многому учить.    
                Я совсем недавно закончил ВУЗ и еще не совсем отдалился от образования и от его проблем. В процессе обучения САПР у нас использовался по принципу: «хотите – используйте, а не хотите – рисуйте на бумажке». Прямо таки - торжество свободы выбора. Однако студент, избравший первый путь, путь инновации и модернизации, мягко говоря, не получал всестронней  поддержки преподавателей и администрации ВУЗа. Конечно, были замечательные лабы по применению AutoCAD на 3-м курсе. На них студенты с горящими, полными энтузиазма глазами творили двухмерные модели квадратов, окружностей и круговых сопряжений. Для получения зачета надо было соединить все вышеозначенные фигуры в единую двухмерную модель и, только представьте, проставить размеры. К этому времени (3-й курс) все, кому было надо, освоили ту или иную двухмерную рисовалку, а особо продвинутые продвинулись и в третье измерение. В плане 2D САПР студентами-одногруппниками чаще выбирался чужеземный AutoCAD (кстати, «чужеземность» частично ликвидировалась установкой Mechanicsa), реже православный Компас. Я в этом вопросе поддержал большинство. Был еще САПР на 5 курсе.Microstation (версию не помню, запомнилось, что мы с этим ПО чуть ли не ровесники). Почему именно Microstation? Потому что его знал преподаватель, а почему же еще? Несомненно, для своего времени и места (о распространенности же данного продукта в России ходят легенды, преимущественно трагические) продукт весьма неплохой, однако данная версия давно канула в лету, вместе с Yupi и СССР. Понятное дело, все ПО, которое использовали студенты на домашних ПК и ноутбуках, заимствовалось у друзей или скачивалось сами знаете откуда. Такой пустяк, как «проверка на лицензионность» и запрос ключа, никогда не мог и, я думаю, не сможет остановить всесметающую тягу к знаниям. Получить легальное ПО в ВУЗе, наверное, можно было, но гораздо легче запустить exe-шник из папки Crack. Как-то я пытался получить ПО Microsoft по их программе MSDNaa. Дистрибутивы можно было скачать из интернета или взять у куратора программы. Пообщавшись немного с куратором по почте, я решил качать из интернета (порядка 40 Гб).
 Курс лекций и лабораторных работ. На лабах предлагалось осваивать уже 3х мерное моделирование, работая в… тра-та-та-та-та-та ---– та-даммм (это барабанная дробь)…
Согласен, может я спрашивал не там, не утех или не тогда, но никакого активного использования САПР для учебных целей я не наблюдал. Речь идет именно о внедрении САПР в учебный процесс, включение соответствующих курсов в программы, доступные методические материалы, учебные классы, занятия, совместная работа над проектами. Что касается учебных классов, справедливости ради, надо написать, что на кафедре СМ11 (или 10, я точно не помню) есть отлично оборудованный учебный класс, хорошие компы, мониторы, много инсталированных САПР платформ, два плоттера, услуги печати (А1 за 50 р.!), уютная атмосфера, вечерами - приятные беседы на интересные темы и тысячи страждущих студентов на 25-30 рабочих мест. Кроме этого, в новом лабораторном корпусе оборудовано с десяток аудиторий, оснащенных компьютерами по последнему на ~2001 год слову техники и ПО. Там обычно проходили лабы по информатике. На начальных курсах своего компьютера у меня не было, а лабы, преподавателей и информатику в целом это волновало мало, поэтому я был завсегдатаем данных заведений. Приходилось встраиваться в расписание этих аудиторий, чтобы не было занятий или уборки, выбирать комп, где есть нужное ПО, не говоря уже о тетушках-вахтершах, жаждущих заполучить твой мозг пропуск, и правилах оставлять свои сумки на входе, дабы бауманцы вороватые не сперли драгоценную мышку, а оные нечистоплотные не занесли радиоактивную пыль с улицы.
Ну вот, душу излил, пора переходить ближе к сути. Оказывается, не только я озабочен проблемами образования в России, но и Siemens PLM тоже. Озабоченность эта у меня и компании проявляется по-разному, кто-то пишет слезные посты в блоге, а кто-то пытается помочь ВУЗам, реализуя образовательную программу (Go-PLM) и проводя разного рода мероприятия, посвященные данной проблематике. В рамках Go-PLM 8 декабря состоялась конференция «ОРГАНиЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ Передовых ИННОВАЦИОННЫХ технологий SIEMENS PLM SOFTWARE». Стивен Хокинг, Анатолий Вассерман, Андрей Фурсенко, Альберт Эйнштейн… приехать не смогли, хотя, по-моему, более-менее объективная причина была только у Эйнштейна. Зато собралось порядка 100 представителей ВУЗов нашей страны и стран содружества. Чтобы не пересказывать название и содержание докладов, приведу полную программу конференции.
Приветственное слово
Презентация Академической программы Go PLM
Виктор Беспалов, Генеральный директор Siemens PLM Software в России
Краткий обзор программных продуктов Siemens PLM Software
Сергей Мартынов, Руководитель отдела предконтрактных работ Siemens PLM Software
Развитие PLM-технологий
Майк Ребрух, Директор, Product Management NX, Siemens PLM Software
Опыт взаимодействия ИрГТУ и Иркутского Авиационного Завода
при решении задач ОКР и ТПП
Р.Х. Ахатов ,Доцент кафедры Самолетостроения и ЭАТ, Иркутский государственный технический университет
Методология организации учебного процесса с использованием продуктов и решений Siemens PLM Software в российском ВУЗе
Михаил Юрьевич Ельцов ,Профессор кафедры механического оборудования
Белгородский Государственный Технологический Университет им. В.Г. Шухова
Развитие системы технического образования в Национальном исследовательском университете СГАУ с использованием программного обеспечения Siemens PLM Software
Сергей Викторинович Фалалеев, Профессор, зав. кафедрой конструкции и проектирования двигателей летательных аппаратов
Олег Станиславович Сурков, Доцент кафедры производства двигателей летательных аппаратов
Константин Анатольевич Николенко, Ассистент кафедры обработки металлов давлением Самарский Государственный Аэрокосмический Университет им. Академика С.П.Королева
Реализация PLM в учебном процессе на базе NX и Teamcenter
Алексей Владимирович Седойкин , Инженер кафедры механического оборудования
Белгородский Государственный Технологический Университет им. В.Г. Шухова
Применение программного обеспечения Siemens PLM Software в учебном процессе и научной деятельности
Александр Григорьевич Гребенников, Заведующий кафедрой проектирования самолетов и вертолетов
Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского «ХАИ»
Имитационное моделирование в составе учебного процесса
Наталья Николаевна Лычкина, Заместитель заведующего кафедры Информационных систем по научной работе, доцент
Государственный Университет Управления
Дипломное проектирование с использованием систем NX и Teamcenter
Дмитрий Михайлович Жук, Доцент кафедры САПР
Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана

               





















/
/
/
/
/
/
/
/




Внимательный читатель заметил, что моего имени в программе нет, что означает, что на конференции я был только наблюдателем. Менее того, понаблюдать мне удалось только за презентацией представителей Белгородского Государственного Технологического Университета им. В.Г. Шухова (официоз в виде полного названия – в знак уважения). Меня предупреждали, что по уровню внедрения и применения САПР технологий в учебном процессе этот ВУЗ далеко планеты всей, однако я и не подозревал насколько.
Во-первых, в БГТУ использование САПР часть учебной программы. Оно начинается со 2-го курса и продолжается до конца обучения. Используют в БГТУ NX и Teamcenter. С применением САПР студенты выполняют и дипломные проекты, поэтому, чтобы развить навыки кооперации, коллективные дипломы приветствуются. Каждый студент получает логин и пароль для входа в Teamcenter. Студентам выдаются учебные диски, на которых нарезаны все необходимые программы, методички, рекомендации по настройки компьютеров и конфигурации ПО. Кроме того, вся необходимая информация хранится в базе данных Teamcenter, и все студенты имеют к ней доступ, причем также и через интернет. Таким образом, студент может даже в столовой, МакДаке или другом месте с халявным ВиФи продолжать работать над проектом.
Во-вторых, студенты БГТУ, используя CAD верхнего уровня NX, создают модели больших сборок реальных объектов. Это не гипотетические конструкции, это модели настоящих машин и устройств, которые при должной доводке, могут запускаться в производство. В презентации показывали фотореалистичные картинки сборок. Впечатляет. К слову, NX конечно же отличная система, однако мне, как человеку, по понятным причинам, больше переживающему за Solid Edge и Velocity в целом, немного взгрустнулось. Выбор университетов между CAD системой верхнего уровня за 0 денег и CAD среднего уровня за те же 0 денег очевиден. Хотя, по-моему, следует соизмерять цель и средства. Как показывает практика, далеко не все, отучившиеся, к примеру, на кафедре «Ракетные двигатели», будут всю сознательную профессиональную жизнь доставлять полезный груз на территорию вероятного противника. Я это к тому, что многие студенты после выпуска могут работать на предприятиях, производящих что-нибудь по-скромнее: строительную и дорожную технику, различные приборы, бытовую технику, товары народного потребления и т.д., - где вполне могут применяться CAD’ы среднего уровня. Естественно, обучившись работе с CAD верхнего уровня в связке с PDM, освоив все основные навыки и принципы, для молодого специалиста не будет большой проблемой перейти на средний уровень (как, в общем, и обратно – со среднего на верхний, хотя это предмет отдельной дискуссии). С другой стороны, я, например, отучился на кафедре подъемно-транспортных машин и уверен, что CADa среднего уровня хватило бы для решения практически всех задач проектирования подобной техники. Кстати, отличие NX и Solid Edge - отличная тема, клиенты часто интересуются, поэтому более подробно изложить свои мысли: «почему Solid Edge не NX, а NX не Solid Edge» я собираюсь в одном из следующих постов.
В-третьих, меня удивило, что всем этим в БГТУ занимается всего 2 (два!) человека. Не надо целого штата сотрудников, администраторов, охранников, вахтерш и кучи прочего народу, которых видишь в коридорах университетов, но ни разу ведущими их лекции или занятия. Надо пару человек с желанием и прямыми руками. На фоне этого, все разговоры про маленькую зарплату, «теперь не то, что раньше» и «всем на все наплевать» кажутся не такими уж и правдоподобными и уместными. Кто хочет - ищет возможности, кто не хочет – оправдания. В общем, господа преподаватели БГТУ, снимаю шляпу.
Вдогонку выкладываю пару фоток с мероприятия.

Подводя итог всему вышенаписанному, хочется отметить, что я рад за студентов, которым посчастливилось учиться в БГТУ, и мне больно и стыдно за родной ВУЗ. Нельзя всю жизнь эксплуатировать бренд, нужно хоть время от времени его поддерживать. Здесь я говорю только о САПР технологиях, и, как обычно, выражаю исключительно свое личное мнение. 
Кстати, наткнулся на очень занимательные посты по данной теме, взгляд с другой колокольни, так сказать. Если интересно смотрите здесь. Если не интересно – гляньте это («ржали всем офисом»:))).

3 комментария:

braincrash комментирует...

Как раз сегодня слышала, что в Бауманку передано или в процессе передачи 400 учебных лицензий - good news:) Правда, не уточняла, чего именно (это к вопросу о CADах верхнего или среднего уровня). Я-то тоже ратую за Solid Edge:)

Чайковский Илья комментирует...

Я уточнил, 400 штук Solid Edge. А почему ратуете за SE?

Наталья Козлова комментирует...

Мда, глупо было делать ник вместо имени:))