воскресенье, 23 января 2011 г.

Путешествие из Москвы в Дубну и обратно.

Каждое большое путешествие начинается с первого шага.
И что характерно, кончается – последним.
                17 января на пульт дежурного секретаря поступил тревожный вызов. Беспокойный голос просил соединить с подразделением Velocity. Оказалось, что в небезызвестном Объединенном Институте Ядерных Исследований срочно требовалась помощь профессионала в обновлении Solid Edge до ST3 версии. Профессионал поехать не смог, поэтому поехал я)). Решение было принято на оперативном совещании (в столовке за чашкой кофию). Итог напряженной дискуссии подвело безапелляционное заявление «Илья хочет поехать!», все было решено и дальнейшее обсуждение плавно перетекло в светскую беседу. Операция под кодовым названием «Спасение андронного коллайдера» (да, именно аНдронного, к чему смотреть всякие сомнительные Википедии и читать научно-популярную литературу, по телеку сказали аНдронный, значит аНдронный!) была назначена на 20 января того же года. Был также разработан план, согласно которому группа быстрого реагирования в составе меня и Dell М4500 прибудет в пункт назначения накануне, чтобы 5 часов в день не трястись в электричке, а растянуть это удовольствие хотя бы на два дня. Объект закрытый, взять с собой фотоаппарат я и не пытался, поэтому советую, приступая к чтению, запастись каплей воображения.
                Город Дубна располагается на весьма неудобной дистанции для командировок: слишком близко для самолета и слишком далеко для такси. Идеально для путешествия на собственной машине, но машины и прав я еще пока не приобрел, поэтому поездка на электричке была неизбежна. Туда изредка ходят экспрессы с Савеловского вокзала, на один из них я приобрел билет и тут на меня напал голод. По счастливой случайности поблизости обнаружился Хизбургер. Аналог  Макдака, только, о счастье, в нем бургеры выглядят также как и на картинках и все цены типа 89 р., 159 р. и так далее, в духе всяческих Эльдорад. Экспрессы довольно комфортные. Основной параметр комфортности – заполнение вагона на 3/5. Прибыл под вечер в пункт назначения, вызвал такси и добрался до гостиницы с незамысловатым названием Дубна. Гостиница заслуживает отдельного абзаца.
              Гостиница Дубна – настоящий оплот советской реальности и все из этого вытекающее. Еще у стойки регистрации (до ресепшена не проапгрейжена) меня насторожили две вещи: фраза сотрудницы «Если на постели нет постельного белья, оно в прикроватной тумбочке» и ключ с деревянным брелоком (прям как в Форте Боярд, только снабженный открывашкой для пива). Я уже приготовился окунуться в историю, взглянуть, так сказать в человеческое лицо социализма, и ожидания меня не обманули! Номер в семь квадратных метров был оснащен всем необходимым, и все было выдержано в соответствующей стилистике: шкаф, гигантский комод (такой большой, что на месте шкафа я бы начал комплексовать), стул, стол, тумбочка с телевизориком. 3 мегапиксиля с телефонной камеры не способны передать всю глубину и яркость переживаний лирического героя, поэтому я решил ее даже не мучить. Душ был настолько интегрирован в туалет, что я даже не понял, где кончается одно и начинается другое. Совершенно полное погружение в эпоху, возникло ощущение, что включишь телевизор, а там председатель колхоза на партийном съезде рапортует о досрочном выполнении плана по надоям. К слову, в комнате было тепло и чисто, кровать застелена. Социалистический минимализм в своем наилучшем проявлении)).
         
                Наутро я отправился в ОИЯИ. В бюро пропусков все прошло неспешно и успешно. Получил заветную бумажку и встретил представителя принимающей стороны. Проблемы возникли на проходной. Охранник, дама лет 35+, в камуфляже с наременной сумкой, просветила меня долгим, испытывающим, рентгеновским взглядом, и мне почему-то захотелось признаться ей в том, что это я в пятом классе подложил престарелой англичанке резинового паука на стол. Помнится, пауку явно не доставало натурализма, но было в нем что такое, что в самых страшных снах снится заядлым арахнофобам. Откуда простому пятикласснику знать, что такое инфаркт!? К счастью все обошлось. Эх, было время… Ну так вот, помурыжив меня своим излучением минут 10, она таки дала пройти.
                К 11-00 были на месте и операция началась. По сути, дело сводилось к обновлению Solid Edge ST3 на нескольких рабочих местах и переносе баз данных стандартных деталей. Обычно эта операция производится по схеме «Solid Edge мертв! … Да здравствует Solid Edge!», т.е. вычищаете машину через «Панель управления-Удалить программы» от пережитков и ставите новый. Попутно надо было переставить и сервер лицензий. Тут меня и ждала засада. Диагностика показала, что у сервера классический случай Vist’ы, с осложнениями - x64. Болезнь весьма коварная, но излечимая. Науке известно множество способов лечения, наиболее применимы:
1.       Купирование Service Pack’ами.
2.       Ремиссия до XP.
3.       Хирургическое вмешательство и операция по смене ОС на 7-ку.
Однако я был стеснен в средствах, и пришлось иметь дело с тем, что есть. И Vista тут же показала свой злобный оскал.
При установке Solid Edge и его компонентов на Vista и 7 крайне, точнее КРАЙНЕ, рекомендуется отключить контроль пользовательских учетных записей (UAC, aka UAP). Для этого в Висте надо снять галочку по адресу "Панель управления"→"Учетные записи пользователей и безопасность"→"Учетные записи пользователей". Иду туда, снимаю галочку, запускаю установку – не получается, UAC активирован. Иду опять, убеждаюсь, что галочки нет, перезагружаюсь, запускаю установку – опять разрыв, UAC активирован. Перезагружаюсь, иду по вышеозначенному адресу, галочки нет, ставлю, снимаю галочку, перезагружаюсь, запускаю установку – снова разрыв, UAC активирован. «Не работает», - подумал Штирлиц. Все это перед изумленными глазами сотрудника ОИЯИ. И тут меня посетили две простые мысли:
- таким способом вырубить UAC не получится
- если повторить то же самое еще раз, то как потом смотреть людям в глаза, ведь уже никаким аттестатом не докажешь, что ты здравомыслящий человек, успешно окончивший среднюю школу.
Как всегда на помощь пришли духи онлайна, и посоветовали зайти с другой стороны. Набрал msconfig в запуске и на последней вкладке Tools (что на наречие аборигенов Восточно-Европейской равнины перевелось как «Службы») в конце списка запускаешь отключить UAC. UAC, выбросив на прощание предупреждающее окно из трея, отправился в царство Морфея, и установка пошла без проблем. С остальными машинами проблем не возникло.
После запуска установок и обеда за проявленную стойкость и мужество в борьбе за светлое будущее российской фундаментальной физики, я был вознагражден обширной и познавательной экскурсией по территории института. У меня создалось впечатление, что дела у института идут неплохо. Конечно, при союзе и трава зеленей была, и материальное обеспечение гораздо лучше, но и сейчас развиваются технологии, проводятся исследования, осуществляются международные проекты. В общем, кто хочет, тот работает и зарабатывает, а кто не хочет, тот, соответственно, нет. Специалистов осталось немного, но, во-первых – все они обладают уникальными знаниями и опытом, и, во-вторых – число сотрудников растет, в том году пришло более сотни молодых инженеров и исследователей.
Наибольший интерес вызвал синхрофазотрон, еще бы – главная достопримечательность. Огромный комплекс, включает множество вспомогательных участков. Главная же конструкция – конструкция самого ускорителя – огромное кольцо высотой метра три и диаметром метров 50. Если играли в Half Life, то там, говорят, есть похожая локация. Сейчас он демонтируется, и на его основе собираются реализовывать проект ускорителя элементарных частиц (у машины тоже какое-то очень научное название). Проще говоря, слыхали про Большой Адронный в Церне, так вот, у нас будет построен точно такой же коллайдер, только меньше, рабочий и другой. Там ученые мужи будут разгонять и сталкивать пучки частиц, для получения Черной дыры изучения результатов столкновений. Это может пролить свет на процессы, происходившие при зарождении нашей вселенной, а может и нет, это, как любила повторять Екатерина Андреева, «покажет время».
Много интересного узнал о технологиях и особенностях конструкции различных участков ускорителей и лазеров. К примеру, обратите внимание на рис. 1 – это заготовка, из нее надо получить то, что на рис. 2, т.е. сделать стенку фигурной (стенка сплошная, материал – легкий, пластичный сплав). Способ, когда мне рассказали, просто потряс меня своей простотой. Давай те ка сделаем это предметом обсуждения. Выдвигайте свои гипотезы, быть может, они будут еще интереснее, а в конце я расскажу, как эту решили проблему инженеры ОИЯИ. Дерзайте! Уверяю, Вам потребуются лишь знания физики за 7 класс и немного воображения. Кстати, те, кто еще не израсходовал на синхрофазотрон каплю воображения, запасенную в начале, имеют преимущество)).

Рис. 1.


Рис. 2.

Подошло время прощаться с институтом. Обещался приехать летом. Летом там здорово. Тихо, спокойно, полное умиротворение. Особенно понравились люди, которые работают в институте. У них даже в глазах есть нечто не от мира сего, в хорошем смысле этого слова.
Обратно ехал на обычной электричке. В пути меня охватили мысли о смысле жизни. Подумать только, люди посвятили свою жизнь фундаментальным исследованиям, познанию природы. Они занимаются любимым делом, результаты их работы могут повлиять на историю всего человечества. Они мыслят другими категориями, у них другой масштаб проблем. Меня восхищает такая оторванность в правильную сторону от всей рутины и серости жизни. Давным-давно телевизор рассказал мне одну занимательную притчу о трех строителях. Как-то человек пришел на стройку, где возводили храм. Он спросил первого строителя, с тачанкой камней в руках: «Что ты делаешь?». «Как что?! Везу тачанку», - ответил тот. Человек спросил другого строителя с тачанкой: «Что ты делаешь?». Тот ответил: «Как что?! Я работаю, чтобы кормить мою семью, растить моих детей». Человек задал еще одному строителю тот же вопрос. Строитель ответил: «Как что?! Я строю Храм, дом Божий». Это я не к тому, что по телевизору порой показывают что-то полезное и интересное, а просто хочу так, метафорически выразить свое мнение об ученых и исследователях. Конечно, не стоит их идеализировать, но, по-моему, эти люди «строят храм» в гораздо большей степени, чем многие из нас.

PS: жду в комментариях ответов на занимательную технологическую задачку).

Комментариев нет: