воскресенье, 13 февраля 2011 г.

Брюссель. День второй, третий, четвертый.


Рыба гниет с головы, а страна со столицы        
           На следующее утро я проснулся, полный сил и надежд, умылся и спустился на завтрак. Там я наконец-то повстречал коллег, знакомых русских и незнакомых нерусских. В 11-00 нас забрал автобус и повез в Huizingen, где располагается представительство Siemens.
На форум со всех Европ собралось порядка 170 человек. Основным языком общения, естественно, был английский. Если вы, как и я когда-то, по своей наивности считаете, что большинство европейцев хорошо знают английский, то вынужден вас разочаровать. Европейцы действительно живут в многоязыковой среде, в Бельгии 3 государственных языка, в Швейцарии целых четыре, английский является общепринятым языком интернационального общения, языком бизнеса, более того английский и многие европейские языки имеют общие корни (точнее английский вобрал в себя множество других) и многие слова звучат похоже (father=Vater=vader), и поэтому, логично предположить, что европейцы хорошо говорят по-английски. Но в действительности все не так, как на самом деле. По крайней мере у меня, сложилось впечатление, что многие не очень хорошо владеют английским или так сказать «обламываются» на нем говорить (предпочитая родной), поэтому когда коллеги из английского офиса (а именно они в основном и солировали на презентациях) слишком сильно входили в rush и начинали лепетать с привычной им скоростью, то, например, голландец, сидящий рядом со мной, жаловался и просил их попридержать коней. С голландцем я, кстати, познакомился. Он оказался очень веселым, прикольным парнем, даже спел всем напоследок.)) В общем, языковой барьер до поездки виделся мне значительно ниже, однако преодолеть его, вроде, всем удалось. У меня языковых проблем практически не возникало и я очень рад, что имел великолепную возможность попрактиковать свой бельгийский))

На форуме, помимо традиционных обсуждений технических аспектов, разного рода проблем, обмена опытом и т.д., большое внимание было уделено навык общения с клиентами, ведения презентаций и разным психологическим приемам. Тут было много всего интересного. Разные техники: как вести беседу с потенциальными и состоявшимися заказчиками, “elevation pitch” разговор, как отвечать на возражения, что делать, если по закону Мерфи (у нас известен больше, как «закон подлости») во время презентации что-то не заводится, как готовится к презентациям, как собирать нужную информация о клиентах, задавая правильные вопросы и прочее, прочее. Несомненно, я много почерпнул из этих тренингов, осталось только все переосмыслить, адаптировать под наши реалии и в бой!))
Вечером, на второй день форума у нас (у всех 170-ти) был ужин в Брюссельском ресторане. Стоит о нем упомянуть, поскольку там я впервые начал верить некоторым русским коллегам, то и дело говорящим о «загнивающей Европе». Когда в назначенный час автобус доставил нас в ресторан, у меня сложилось впечатление, что нас там не ждали. Представьте, 170 человек рассадили по столам (надо признаться, места хватило всем) и 4 официанта принялись разносить ужин, таким образом, получалось, что когда одни пили воду с хлебом, заботливо расставленные на столах, другие уже завершали первую порцию мяса. Мы сели настолько удачно, что попали в число первых. По-видимому, в Бельгии практикуется следующий ужин: сначала бокал вина + хлеб с маслом, затем подают мясную нарезку, подливают вина, далее салат, и затем (так уж получилось, после салата) основное блюдо – стейк с картошкой (+ еще вино, если подсуетитесь), в конце  - десерт, кофе с мороженым. Смены блюд приходилось ждать очень долго, и поэтому, встреча походила более на переговоры, нежели на праздничный ужин. Из еды понравилось только мороженое (его трудно испортить). Мясная нарезка мне показалось очень сырой (в смысле степени готовности мяса), но я еще и не подозревал, что из себя представляет стейк. Как известно стейк бывает в трех состояниях: bloody (он же wet, raw), middle и well-done. Я взял средний, но когда его принесли, кровь из него чуть ли не брызгала. У бельгийцев (это показали и мои последующие эксперименты в других местах, и зарубежные коллеги отмечали то же) шкала готовности сильно смещена в сторону bloody, поэтому если захотите съесть нормально приготовленный кусок мяса в Бельгии, надо заказывать как минимум very-well-done или даже very-very-well-done и еще раз подозвать официанта и повторить, глядя внимательно в его глаза, «well-done». Странно, но в РФ обычно такие мероприятия знаменуются шведским столом, т.е. ешь сколько влезет; половина все равно в конце остается нетронутой и выбрасывается.))  В «загнивающей же Европе» (как не забывали отмечать мои коллеги), экономят на всем: не только на еде, но и на газе для жарки мяса.
В среду нас ждал званый ужин в ресторане отеля. Забегая вперед, ужин был значительно лучше предыдущего, хотя и проходил по той же схеме (хлеб – вино – мясо – стейк - десерт). Все блюда мне пришлись по вкусу, кроме крем-брюле. Одноименный лимонад, по-моему, вкуснее. На ужин организаторы предусмотрительно рассадили всех за разные столы, т.е. чтобы за одним столом не было людей одной национальности. Идея отличная, жаль они этого раньше не сделали. Таким образом, я познакомился с немцем, бельгийцем и англичанкой (звучит, как в каком-нибудь анекдоте, аля «ловят инопланетяне русского, англичанина и немца и т.д.»). Мне очень повезло с соседями. Немца я, честно говоря, знал и до того, но там удалось поговорить с ним «за жизнь» . Штефан Бухвальд - country manager, точнее он отвечает за целых 20+ стран, в том числе и за Россию, потому он частый гость в Московском офисе. Как оказалось, его жизнь тесно связана с Россией (ранее СССР), он жил в ГДР и учился в Москве. Бельгиец – специалист по CAE. Немного рассказал, как живется в Бельгии. У них не так давно, также все ломились в столицу, но потом уровень жизни выровнялся, и все зажили долго и счастливо. Что ж, ждем, когда и у нас наступит такая же благодать. На ужине вручались премии самым пресейловым пресейлам по итогам прошлого года, и бельгиец был удостоен этой чести. Ему вручили грамоту и что-то в коробочке. Он, следуя традициям, разыграл удивление, но позже признался мне, что его начальник предупредил заранее. С англичанкой мне повезло, поскольку она именно англичанка – женщина из Англии. К сожалению, женщин пре-сейлов на форуме было мало (2 на 170 человек), что не могло не огорчать, поэтому, несомненно, большой удачей (1 к 85!) для меня было оказаться в обществе дамы посреди этого «мужского монастыря». Не меньшей удачей для меня стала возможность поговорить с носителем языка. Сидели мы не очень удобно, и порой общаться приходилось через бельгийца, но понимал я ее без проблем, когда слышал (было довольно шумно, все, не умолкая, стремились утолить сенсорный голод). У англичанки уже двое детей, она живет где-то между Манчестером и Бирмингемом. Поговорили о футболе. Она, я понял, его ненавидит – все-таки женская сущность берет вверх над национальностью. Рассказала, что раньше ее офис находился в двух шагах от Олд Траффолд и во время матчей там царил полный праздник. Потом ужин продолжился в баре отеля, где один из высокопоставленных менеджеров проставился пивком.)))
Пару слов об отеле. Отель гордо носил 4 звезды. Видимо, в 5-ю недостающую звезду, входило:
- обогрев номеров (кондиционер номинально не выдавал больше 28С, но в действительности не более 18-20, и по сути только гонял воздух по комнате), по ночам было довольно свежо
- каждый вечер мой электронный ключ не срабатывал, и приходилось спускаться на ресепшн, чтобы его реактивировали
- коллеги нашли плесень в ванной, предлагали и мне поискать, но я предпочел блаженное неведение
- из закрытых бутылок таинственным образом испарялась вода. Уходишь – бутылка едва начата, возвращаешься – только треть воды в бутылке.
- и т.д. и т.п. и опять на слуху «загнивающие Европы»
                Лично для меня, человека неизбалованного всякими Хилтонами, отель был вполне нормальный, и мне все там были рады, и особенно после того, как я в последний вечер оставил 15 евро чаевых.)
В четверг был завершающий день форума. Мне было грустно его покидать. Я познакомился там с интересными людьми, хорошо поработал, еще лучше отдохнул.) У многих коллег и зарубежных и наших, как мне показалось, были схожие чувства. Эффект «пионер лагеря» в действии: бОльшую часть времени в лагере всё как-то собираешься познакомиться со всеми, подружиться, пригласить на танцах, кого хочется; и все также всё только собираются и собираются, а в последний день и случаются все знакомства и встречи, но времени уже нет, и поезд уже отходит и расставание больнее, и думаешь о зря потраченных неделях, что в следующий раз все будет не так. Но наступает следующий раз и опять, то же самое. И так раз за разом. Ведь понимаешь, что хватит уже собираться, но все как-то никак. Ээх, вся жизнь – пионер лагерь…

Комментариев нет: